Кому медали, а кому и верная жена в придачу! Неофициальный взгляд хориста Вспоминает Валентин Скоков, в хоре с 1963 года, 2-й тенор. Это рассказ записал Андрей Абрамов. В автобусе, следующем в Германию…. Редакция В. Лапшинского
- Ребята, я наверно среди этого коллектива, который сейчас в автобусе (прим.: 2002 год. Кроме Валентина Скокова в автобусе старейший хорист – Юрий Древс), второй по старшинству, который пришел в хор. В хор я пришел в 63 году. Как все поступил 1-го сентября в МИФИ , и на пробе отбора в хор естественно Эсфирь Моисеевна мне не отказала. Сказала, приходи на репетиции, и я стал с тех пор так ходить.
Значит, в сентябре отбор произошел, а в октябре, как я сейчас помню, был XIV съезд профсоюзов, и мы уже пели в Кремлевском Дворце Съездов . На всех больших юбилеях советской власти, какие бы они ни были, всегда наш хор присутствовал. Или сольные номера были, или же в смешанный хор нас зачисляли.
Но репетиции в таких смешанных хорах на таких больших юбилеях были очень длительные. А так как, все-таки первый курс МИФИ, тем более в те времена... Наверное, и сейчас не проще было. Тогда, на первом курсе, все было очень сложно и трудно. А репетиции требовали месячных репетиций во Дворце Съездов. Я помню, эти большие трудности, которые у нас были. И Эсфирь Моисеевна все делала, чтобы руководство института нас отпускало на эти репетиции. Но ведь нам приходилось отчитываться за свои знания. И поэтому, я помню, вот это хорошая традиция была, очень привлекательная. Я не знаю, как она сейчас существует или нет. По-моему, нет…
Но раньше было так, вот мы первокурсники, а над нами обязательно было шефство стариков. 3-й, 4-й курс каждого первокурсника хориста как бы курировал: "Как твои успехи в учебе?" И если какие-то трудности были, вот все эти коллоквиумы готовили мы коллективно, готовили со старшими хористами. Они нам помогали и физические сдавать контрольные и контрольные по математике. Ну, естественно, самые большие проблемы были именно в этих предметах. Поэтому, вот эта традиция тогда была очень широко распространена в хоре. И я не знаю, есть ли она сейчас. Но если нет, то наверно было бы полезно это восстановить.
Значит, я помню, какие большие проблемы у нас были с подготовкой к этому XIV съезду профсоюзов. Это был октябрь месяц. Репетиции были очень длительные. Мы сидели в Кремле и «загорали». Так еще погода была нормальная, и нам приходилось залезать на крышу Дворца Съездов, и там кто загорал, а кто учил и так далее. И так мы там буквально неделями сидели. Такая работа была, такая учеба. Там трудность была в том, что придешь на репетицию, а когда тебя выпустят на сцену - неизвестно. И вот мы часами сидели и ждали. Тогда этим сводным хором, как я сейчас помню, руководил Клавдий Птица. Нашему хору приходилось выступать со многими знаменитыми дирижерами. Вот один из них и был Клавдий Птица. Это совершенно точно.
Так как в сводный хор приглашали хоры разных уровней с разных институтов, то один из хоров там постоянно присутствовал. Это был хор молодежи и студентов при консерватории под руководством Тевлина и Кожевникова. Тогда было два руководителя у них. Тевлин и Кожевников, которые сейчас оба профессора. Один из них, Борис Тевлин, сейчас руководит кафедрой «Хорового дирижирования» консерватории, а Кожевников - руководит профессиональным хором и еще любительским хорами. Ну, это - профессионалы своего дела. А вот в то время они имели один хор на двоих. Это хор у них был как раз в консерватории. У них интересный был принцип: одно отделение дирижирует и учит отдельно Тевлин. Второе отделение - совершенно другая программа - учит и дирижирует Кожевников.
И вот мы с этим хором постоянно встречались, постоянно пели на всех сводных репетициях. Ну, естественно, так как там, в основном, были девушки консерваторские, то мы с ними знакомились. Там у меня и произошло знакомство со своей будущей супругой.
Это был 67-й год. Мы опять же сводным хором готовились петь в концерте к 50-летию советской власти. И на этих репетициях мы познакомились. И, в конце концов, объявили, что будет совместная свадьба. Об этом как-то узнали телевизионщики и решили, что эту свадьбу нашу они должны обыграть на телевидении. И вот 25 ноября 1967 года официально у меня была роспись, И еще был показ какого-то сценария разработанного. Мы напрямую из ЗАГСа в Останкино. А там наш хор... И там была режиссура такая. И сыграли мою «как бы» свадьбу…. - Почему «как бы»? Валя! - Нет, ну там, знаете, еще как было. После этого свадьба была сыграна еще хором МИФИ в кафе "Встреча" напротив МИФИ . А! Нет.. В кафе "Мечта". Да! Свадьба еще отдельно была сыграна консерваторским хором. То есть, у меня за этот месяц было пять раз в разных коллективах. - Пять раз одно и то же! (аплодисменты) - Нет, ну жена-то у меня одна. И до сих пор она сохраняется, слава Богу. Спасибо.
Валентин был не последним хористом из мужского хора МИФИ, который познакомился со своей "половинкой" на сводных репетициях всесоюзных и прочих фестивалей....
ЗЫ. Фото с "хоровой" свадьбы - обещано!
|