Баннеры

Valinfo.ru Для тех, кто хочет знать :)
Московский Инженерно-Физический Институт (Государственный Университет)

Сайт студентов Кафедры "Микроэлектроника" №27
Школа №26 СГВ
Мужской хор МИФИ


Случайный профессорский анекдот
Веpнyвшись в общежитие, стyдентка застает свою соседкy по комнате всю в слезах.
- Что слyчилось, почемy ты плачешь?
- Понимаешь, я написала письмо pодителям с пpосьбой пpислать мне денег на компьютеp...
- Hавеpное, они тебе отказали, да?
- Хyже. Папа у меня профессор.... Они пpислали мне компьютеp...
 

1972, Прибалтика, Печать E-mail
Автор Dar101   
13.03.2008 г.

«Гастроли…»

Глава 1

Прибалтика - 72-73: гастроли и 100-летие Праздников Песни в Риге
Валерий Лапшинский, в хоре с 1969 г., 1-й бас

Поездки нашего хора в Прибалтийские республики, где хоровые традиции были всегда сильны и интересны, к моменту прихода в хор нашего поколения уже в какой-то мере стали традиционными. В июне 1958 года хор побывал на 2-м студенческом Празднике песни в Риге, в июле 1965 года – на «взрослом» Празднике песни, посвященном 25-летию Эстонской ССР в Таллине… Каждая такая поездка была мощным стимулом к дальнейшему развитию нашего хора. Во всех отношениях: хоровом певческом мастерстве (мужские хоры из Прибалтики всегда служили примером для нашего подражания, а многотысячные сводные хоры, которые пели на Прибалтийских Певческих полях, просто покоряли воображение), организации хора («ветераны» хора всегда подчеркивают, что появлению нашего хорового устава хор обязан именно поездкам в Прибалтику), наконец, культуре просто пивопития и совместного пивопития с хоровыми песнопениями.
Наше поколение хористов тоже имело возможность в составе хора побывать в Прибалтике. Чтобы своими глазами увидеть то, о чем с восторгом рассказывали хористы-ветераны.
Из хоровой летописи:
1972 г. – гастрольная поездка по трем прибалтийским республикам с концертами дружбы в Каунас, Ригу и Таллин,
1973 г. – участие в республиканском Празднике песни, посвященном 33-летию Латвийской ССР и 100-летию Праздников песни (г. Рига),
1974 г. – участие в концертах VI студенческого Праздника песни в г. Тарту.
Пожалуй, мне и Вардану Саркисяну очень повезло в том, что мы не только побывали с мужским хором в Прибалтике тех времен, но и значительно позже, уже конкурируя на равных с лучшими мужскими хорами на конкурсах «Ригас галис» (в переводе на русский язык - «Рижские петушки») в 80-х. И, конечно, было безумно интересно познакомиться с хоровыми традициями в Германии, Англии, Италии и других странах, когда наш хор стал «выездным» в 90-х ….
Итак, Прибалтика начала 70-х….

Глава 2


1972 г. Гастроли: Каунас-Вильнюс-Рига-Таллин
Вспоминают Вардан Саркисян, в хоре с 1969 года, 1-й тенор и
Валерий Лапшинский, в хоре с 1969 г., 1-й бас

Немного об организации и персоналиях поездки


Вспоминает Вардан. Основная организационная работа по поездке велась Юрием Софроновичем Игнатьевым. Он был душой хора, его "дипломатом" при встречах с другими хорами. Именно его легко и больше всех узнавали прибалтийские хористы, с которыми он познакомился во время предыдущих поездок хора и встреч с ними.
В то же время Софроныч мог так организовать хор, что ряд ребят имели четкие поручения: хор для удобства управления был разбит на «десятки», которые обычно формировались по принципу компаний по интересам. Это давало возможность быстрее донести любую организационную информацию до всех хористов.
Не обошлось и без трудных случаев: Гена Кондрахин и Жора Дмитрук выпили по кружке пива в неурочное время, когда перед концертом объявлялся "сухой закон", и тогда Правление хора, следуя Уставу, решило их наказать - Гену последним предупреждением, а Жору, как более
старшего хориста, отправили в Москву.
С нами в эту поездку ездила солистка Галина Кувшинова. По-моему, тогда она была студенткой какого-то из московских музыкальных ВУЗов. С хором она солировала в "Тарантелле" и ещё в каких-то песнях. Значительно позже я встречал афиши об её выступлениях, уже как профессиональной певицы.

Вспоминает Валерий. Действительно Софроныч был замечательным организатором. И не только в самой поездке. Но и при подготовке к ней. В моем архиве есть программка выступления хора на концертах в этой поездке: в «Зале автоматики» Каунасского политехнического института 30 апреля, в Актовом зале Рижского политехнического института 4 мая, в Актовом зале Таллинского политехнического института 7 мая. Полторы тысячи экземпляров этой программки с указанием дат и времени начала концертов были изготовлены в типографии МИФИ заранее! Наверное, это о чем-то да говорит…
Да, Правление решило наказать хористов за нарушение «сухого» закона, но хорошо помню, что окончательное решение было принято на репетиции или общем собрании участников этой поездки. Тетя Фира с одной стороны сильно ругалась на этих хористов, но просила смягчить наказание Жоре. Собранием было «жарким», спорили. Однако большинство хористов было неумолимо. Жора уехал в Москву… А в хоре, по-моему, появились первые «зародыши» будущей оппозиции. И еще, что очень важно: вот сейчас Жора Дмитрук снова вернулся в хор… И, по его словам, с удовольствием ходит на репетиции и концерты.
Галина Кувшинова и Анатолий Голев в этой поездке были нашими солистами с одной стороны и давали возможность своими сольными выступлениями тогдашнему хору выступать с полноценными концертами из двух отделений - с другой. Галина пела под аккомпанемент нашего концертмейстера Раисы Наумовны Барской романсы С. Рахманинова и Чайковского и действительно солировала в «Тарантелле» Д. Россини, а Анатолий Голев исполнял романсы Н. Римского-Корсакова. Вместе с хором он солировал в «Вечернем звоне» и «Песне про Голову» из оперы «Майская ночь» Н. Римского-Корсакова.
Что еще пел тогда хор в тех концертах дружбы? Начинали с «Мальчиков» К. Молчанова, «Хора матросов из оперы «Октябрь» В. Мурадели и сразу после этого пели «Хор узников из оперы «Фиделио» Бетховена. Конечно, мы пели еще патриотические «Бухенвальдский набат» В. Мурадели и фрагмент оратории на текст Маяковского «Город-сад» Г. Свиридова. Западная хоровая классика была представлена «Весенним дождиком» Фернстрема, «Восхвалением природы человеком» Бетховена, «Серенадой» Шуберта, «Хором охотников из оперы «Волшебный стрелок» Вебера. На концертах большим успехом пользовались русские народные песни нашего тогдашнего репертуара: «Полно солнышку ходить», «Веники», «Вечерний звон». На «бис» мы пели хор «Ноченька» из оперы «Демон» Рубинштейна… Наверное потому, что после концертов как раз и случались иногда совместные пивопития с песнопениями с дружественными хорами из Каунаса, Риги и Таллина. Кстати, был и специальный сюрприз для местных слушателей – песенка «Буво гардус, алутис….». Про пиво!

Каунас
Вспоминает Вардан. Отъезд из Москвы был 28 - 30 апреля. Хор ехал в нескольких купейных вагонах. Я тогда был ответственным в одном из вагонов. Нас было человек 12 хористов. Места были в основном на верхних полках, во всяком случае - у меня. Приехали в Каунас. Расселили нас в общежитии Каунасского политехнического института. Затем, помню репетицию и концерт в зданиях самого института, аудитории которых мне тогда очень понравились своим современным и удобным оборудованием, а территория института была зелёной, великолепно ухоженной.
Из культурной программы помню посещение Музея Чюрлёниса и Музея чертей, а также прослушивание звона колоколов, исполняющих мелодии. В Каунасе состоялся банкет с мужским хором из Каунасского политехнического института, причем хозяева для более тесного общения рассадили нас и себя через одного, т.е.: мифист - хорист КПИ - мифист и т.д.
А пиво разливали в высокие стаканы девушки из женского хора, которые с нами не сидели, а подливали в стакан, когда успел сделать только пару глотков. Так что через некоторое время мы потеряли счет, сколько выпили пива. Банкет прошёл весело с совместными песнями с литовцами, а также с их народным и нашим ритуальным набором песен. Как всегда в те времена Юрий Софроныч поразил литовцев своим пением (с поддержкой хора!)"Колечка".
Кроме того, пели "Во кузнице", песни Окуджавы под гитары и т.д. В Каунасе провели дня три. Затем поехали в Вильнюс, который в той поездке мне как-то мало запомнился, т.к. у нас была обзорная экскурсия по городу, что-то ещё, а вечером на поезде мы уехали в Ригу.

Вспоминает Валерий. Мы совершенно точно стартовали 29 апреля с Рижского вокзала. В те времена не нужно было пересекать многочисленных государственных границ, поэтому доехали довольно быстро. Не помню точно, на какой полке, верхней или нижней, мне досталось место, но то, что нашлось место в каком-то купе, где хористы пели песни – это помню. В этой первой для нашего поколения хористов поездке возможность послушать КСП-шные песни в «исполнении» стариков и спеть самим под перестук вагонных колес было очень большим удовольствием. Хористов с гитарами в поездке было довольно много, были фотоаппараты, а некоторые даже взяли с собой кинокамеры. Поэтому существует фильм об этой поездке «Щипин рекордс представляет»…
Приехали в Каунас очень рано, в 8.00 утра 30 апреля. Бодрящая, солнечная, весенняя погода. На вокзале нас встречают! Народной музыкой небольшой ансамбль студентов КПИ в национальных одеждах и… молочные бидоны с пивом! Местные студенты абсолютно точно знают, что необходимо мужскому хору. Пиво наливают половниками в стаканчики и предлагают каждому желающему хористу. Я – не отказался… Эсфирь Моисеевне и Софронычу не остается ничего другого, как тоже заняться дегустацией.
Размещение в чистеньких комнатах общежития КПИ не заняло много времени. И вот мы уже на завтраке. И сразу же первое «прибалтийское» открытие! Настоящая густая «деревенская» и очень вкусная сметана. Причем сметана или сливки сопровождают практически любое блюдо. И так было во всей поездке по Прибалтике. Потому, что так было принято у успешных «сельскохозяйственных» прибалтийских народов. Много позже я уже не был столь удивлен, когда столкнулся в «хоровых» поездках в Германию с тем, что там принято все кушать со сливочным маслом…
После завтрака, довольно «длинной» репетиции в зале факультета «Автоматики» КПИ (и это было приятно и любопытно, потому что я, например, тогда был студентом факультета «Автоматики» МИФИ, но наш факультет собственного зала не имел), прогулки по студгородку, который был «украшен» современной скульптурой, хор принял участие в том же зале во встрече с представителями местного ректората, партийцами, комсомольцами. Они рассказали что-то хорошее о своем институте. Пытался вспомнить, кто же из хористов или хормейстеров выступил с ответным «словом» и рассказал о МИФИ, но не смог… (Скорее всего, это была Татьяна Евгеньевна Петрова – глава нашей делегации. Т.Е. Петрова в те времена была председателем месткома МИФИ и поклонницей нашего мужского хора). Этот официоз совершенно не запомнился. Тем более что на него после ужина с неизменной сметаной наложились еще и официальные речи на Торжественном заседание КПИ в честь праздника трудящихся 1 мая. После этого заседания мы дали свой первый концерт в этой поездке.
Уже ближе к ночи, кажется, оставшись в хоровых костюмах, мы попали на «Вечер танцев», а по-современному – дискотеку, студентов КПИ. На этом «вечере танцев» большинство хористов сделало еще одно открытие: здесь принято, если ты пригласил девушку на танец, не бросать ее, обязательно с ней же станцевать второй танец. Поначалу хористы этого не знали и не понимали. Но, поскольку в те времена в Каунасе было довольно много русских, и общались с литовскими девушками мы, естественно, по-русски, то «все встало на свои места»… Кроме того, местные студенты танцевали вполне современные европейские танцы, которые в своем большинстве хористы не знали. За небольшим исключением. К примеру, у нас в хоре у тогда были хористы, которые одновременно с хором еще занимались в МИФИ бальными танцами. Им было проще… В общем, обстановка на вечере танцев была довольно демократичная, хотя и несколько скованной. Вот таким был первый день гастролей.

1–го мая в колонне студентов КПИ мы прошли на праздничной демонстрации мимо главного местного партийного здания и по главной площади с неизменной трибуной руководства. Вообще и в этой колонне и в других люди были в основном в национальных одеждах. А мы были в черных хоровых костюмах! После демонстрации на Ратушной площади города был концерт, в котором мы тоже спели несколько песен.
Потом, перекусив на обеде со сметаной, мы отправились по музеям Каунаса.
В те времена я почти совсем не бывал в музеях, хотя в Москве их и было довольно много. Все напряженно: учеба, хор… Музеи Каунаса произвели сильное впечатление. Чего только стоит «Музей чертей», в котором эти представители рода человеческого были представлены в самых разнообразных обличьях и видах, порой весьма двусмысленных. Совершенно ясно, что Москве того времени подобный музей вряд ли был возможен. В моем архиве до сих пор хранится «чертов» входной билет. Я никогда не был большим любителем живописи, но на этот раз из музея Чюрлёниса в Москву я привез целую папку репродукций его картин. Очень интересных и просто завораживающих картин!
Я тоже помню о каунасских колокольных звонах. Если мне не изменяет память, то звонарем был русский. И он специально для нас «отзвонил» что-то русское в православном храме. Позже я пытался разыскать пластинку с записями колокольной музыки из Каунаса, но так и не смог. Интересно, сохранилась ли в Каунасе сейчас эта традиция игры на колоколах? Говорят, что сейчас там, привлекая туристов, играют на колоколах джаз…
Вечером состоялся «Вечер отдыха» совместно со студентами из смешанного и женского хоров КПИ, т.е. первое для многих хористов пивопитие за пределами МИФИ. Нужно сказать, что в этот день мы не выступали с концертом, поэтому дегустация местного пива началась сразу после посещения музеев. Именно тогда я попытался начать собирать свою коллекцию пивных наклеек. Потому что в отличие от традиционного московского «Жигулевского» в Прибалтике тех времен разнообразие в марках «Алутисов», «Алусов» и т.п. было намного шире. К сожалению, за время жизни в общежитиях эта коллекция наклеек прибалтийского пива где-то затерялась… Есть немного наклеек более поздних времен. А наклейка «Алутис Жигулевское» уже, наверное, вряд ли когда-нибудь появится в моей коллекции.
Наш второй концерт в КПИ был на строительном факультете 2 мая. «Прощальный ужин» тоже был со сметаной, пивом и песнопениями. Мне кажется, что именно тогда я впервые услышал о старинном студенческом рецепте: если студент отправляется на свидание с девушкой, то перед свиданием ему нужно смешать сметану и пиво и выпить этот напиток. Тогда на этом свидании все будет в порядке! На этом банкете мы пили пиво из больших бочек. По вкусу бочковое пиво было слегка сладковатое, чем-то напоминало квас и существенно отличалось от разливного «Жигулевского» в Москве. Самое главное, что это пиво было «пьяное» - сильно ударяло по ногам…. А еще нас учили чокаться пивными кружками, когда ты донышком своей кружки ударяешь по верхней части пивной кружки своего партнера…. Со всеми вытекающими!
И недержанием на ногах отдельных хористов. Мы с Варданом к тому времени были уже хористами-третьекурсниками с «опытом», поэтому на ногах, к счастью, удержались…
3 мая после завтрака, естественно, со сметаной мы отправились в Вильнюс. И после запланированной обзорной экскурсии по городу и дегустации местного пива, как мне вспоминается, отправились в Ригу. Каунас и Вильнюс в те времена еще не были как следует «отреставрированы», поэтому не оставили особых впечатлений своим обликом и своей архитектурой. Позже, когда я побывал в отреставрированном Вильнюсском «старом» городе, он произвел гораздо более сильное впечатление.
Рига


Вспоминает Вардан. В Риге мы жили в каком-то старом, особенно, в сравнении с каунасским, общежитии со скрипучими полами в коридорах.
В Риге, кроме встречи с мужским хором, запомнился Домский собор. Я тогда впервые услышал орган не по радио, а вживую. Кроме того, колорит рижских улиц заметно отличался от всех виденных ранее и в Каунасе и Вильнюсе. Была интересная экскурсия в старой - центральной части города. Был совместный концерт с мужским хором из Риги, поездка в Сигулду, а потом они пригласили нас на пивной банкет за город, где-то в колхозе, где мы в местном Доме культуры пили пиво из бочек. Причем пиво было местное, колхозное, несколько мутное, но с ног сбивало крепко. Это было в последний день пребывания в Риге.
После банкета мы на автобусах вернулись в Ригу, где нам предстояло собрать наши вещи в общаге и пешком дойти до вокзала - мы уезжали. Однако хор после банкета был внешне почти неуправляемым. Во всяком случае, минут за 15 до отхода поезда Эсфирь Моисеевна и Юрий Софроныч на вокзале здорово волновались о наличии хористов, а мы (в том числе я),
несколько ответственных бегали и пересчитывали хористов. Однако, поезд тронулся, и сделав уже фактический расчет, обнаружили, что мы никого не потеряли, все хористы на местах. У руководителей отлегло от сердца. Нам предстояла последняя часть поездки – в Таллин.

Вспоминает Валерий. В Ригу мы приехали утром 4 мая. Общежитие, в котором нас поселили, действительно было очень старым. Во всяком случае, клопы там явно жили очень давно. Правда, большим преимуществом было то, что, покидая общежитие, по Риге мы гуляли пешком.
Для меня первая встреча с Ригой была просто потрясением, потому что свое сознательное детство (с 5-го по 10-й класс) я провел в военном городке под Щецином в Польше на границе с ГДР, где служил мой отец. А там, в Польше, были красные черепичные крыши старых домов… Когда я попал в МИФИ, то думал, что никогда больше не увижу ставшую «родной» красную черепицу. И вдруг Рига, красная черепица, до боли знакомая архитектура, «старый» город совсем недалеко от вокзала. Я до сих пор очарован этим городом и его улочками. Я бывал там не один раз. И я хочу туда еще! Просто побродить, побывать в Домском соборе, послушать его орган и снова увидеть эти витражи, попить кофе с «Рижским бальзамом» в одном из кафе на Домской площади… Жаль, что сейчас нашему мужскому хору стало попасть в Ригу гораздо сложнее, чем в те времена.
В тот же день после прогулки по Риге и небольшой репетиции вечером, у нас был совместный концерт с мужским хором РПИ. Конечно, их выступление произвело на нас весьма сильное впечатление. Именно с этим хором в будущем нам пришлось соревноваться на конкурсах «рижских петушков». Важно, что на концертах в Каунасе мы успели распеться. Поэтому пели на том концерте неплохо и «сорвали» аплодисменты зрительного зала в актовом зале Рижского политеха.
Весь следующий день был посвящен продолжению знакомства с городом. Священное для латышей место – могила поэта Райниса, центральная улица с зеленоватой статуей Свободы, символично повернутой лицом на запад, собор святого Петра, местные кафешки и другие «злачные» места почти западной цивилизации…
В Риге я продолжил пополнение коллекции пивных наклеек, теперь уже латышских. Но к этому прибавилось еще одно увлечение. Было невозможно устоять и не приобретать настоящих и сделанных «под старину» значков. В Риге, в латышской Швейцарии – Сигулде, а потом и в Таллине.
Здесь в Риге мы узнали о «Рижском бальзаме». О том, что кофе и водку можно пить, смешивая с этим замечательным напитком. Именно тогда, как мне кажется, я среди других хористов упаковал в свой багаж не только пивные наклейки и рижские значки, но и особенно аккуратно небольшую бутылочку с «Рижским бальзамом», который в те времена стоил «смешные» деньги!
О посещении злачных мест Риги, наверное, лучше расскажут и напишут хористы тогдашнего «червонца»…
На следующий день 6 мая мы побывали в Сигулде, о чем вспоминает Вардан. И вечером отправились в конечный пункт наших гастролей – Таллин.

Таллин
Вспоминает Вардан
. Поездка в Таллин запомнилась прогулками в старом городе и поездкой на Певческое поле. Был как всегда совместный концерт, но впечатлений от него уже не осталось.

Вспоминает Валерий. В Таллин мы приехали утром 7 мая. И в тот же день вечером пели в актовом зале Таллиннского политеха, и пили эстонское пиво вместе хористками из академического женского хора этого института.
8 мая гуляли по Таллину, по «старому» городу этой столицы, ездили на Певческое поле, на море… Близость моря в Таллине была особенно заметна неустойчивой сырой погодой. Но это недостаток хорошо компенсировался «горячим» отношением к мальчикам из мужского хора МИФИ эстонских девушек из женского хора. Действительно, к этому моменту уже много наложилось впечатлений от Каунаса и Риги, пения, пива… И все же! После многолетнего перерыва именно девушки из женского хора Таллинского политеха побывали у нас в гостях и выступили с концертом в актовом зале МИФИ в октябре 2006 года.
Говорят, что Таллинн еще больше постарел с тех пор, как стал заграничным городом. По сравнению с Таллинном 1972 года он стал менее доступен, потому что нужна виза, которую выдают не всем гражданам России. Не пришлось проверять. А вот в Латвию, в Ригу в 1998 году меня действительно не пустили, не дали визу… Говорят, что в «старом» городе по-прежнему вкусно пахнет свежесваренным кофе и дымком, который тянется из печных труб. По улочкам старинного города по-прежнему по утрам ходят трубочисты, и нужно, забыв о всяких приличиях, прикоснуться к какой-нибудь пуговице трубочиста и загадать хорошее желание. Чтобы оно обязательно выполнилось…
В Таллине я гулял по «нижнему» и «верхнему» старому городу в компании хористов, собирал по пути пивные наклейки, покупал значки, фотографировал (также как и в Каунасе и Риге! А, может быть, и больше…) и еще - познакомился с «Вана Таллин». Хористы, которые побывали в Эстонии, знают, что нет ничего вкуснее, чем выпить глоток свежесваренного кофе из чашки и запить его глотком настоящего ликера из маленькой рюмочки. Тягучего, крепкого, обжигающего, сладкого… Этому нас научили девушки из женского хора!
А когда мы прощались с женским хором на вокзале в Таллине, то девушки пели:


Миленький ты мой,
Возьми меня с собой!

Последнее обновление ( 13.03.2008 г. )
 
« Пред.   След. »


Rambler's Top100

©А4-09 Team 2008г: Dar101, Jkee, Kuzma, O'Nami
©А4-09 Team 2009г: Ataman, R@D, Willir, YellowS, Raspopin
©А4-11 Team 2009г: PsyGHOST, NT
Мемуарный сайт VAL'а

Друзья сайта
Valinfo.ru
Сайт МИФИ
Мужской хор МИФИ
Наша кнопка (88х31)
Мемуарный сайт ВАЛа
Мемуарный сайт, портреты групп.


Аватар дня
av-3.jpg